МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 115
МБОУ СОШ № 115
Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 115,
утвержденной приказом директора от 30.08.2023 № 53/3 - О
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Весёлые нотки»
1 класс
Направление общекультурное
Количество часов:
1 час.в неделю/33 часа в год
Срок реализации 2023 – 2024
Программу составила
Царегородцева Надежда Васильевна
Учитель начальных классов
Екатеринбург, 2023
Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Весёлые нотки»
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое
распределение, взаимопомощь, правдивость, честность,
ответственность.)
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
-оценивать правильность выполнения работы на уровне
адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять
последовательность действий.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в
зависимости от цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
-допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
«Выпускник получит возможность для
формирования»
-формирование чувства прекрасного и эстетических
чувств на основе знакомства с мировой и
отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и
сопереживание им.
«Выпускник получит возможность для
формирования»
- адекватно использовать голос для вокальнохоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в
ситуации мотивационного конфликта.
«Выпускник получит возможность для
формирования»
-осознанно и произвольно строить музыкальную
деятельность в разных жанрах
«Выпускник получит возможность для
формирования»
-адекватно использовать музыкальные средства для
эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия в кружке «Весёлые нотки» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами
поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – музыкальная игра
«Угадай мелодию».
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической
выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной
перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки»,
«Шумовой оркестр».
Методическое обеспечение:
Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка», учебно-наглядные материалы для детей старшего
дошкольного возраста – Москва, 1998,
«Детский оркестр»,
музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация).
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового
аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые
– нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на
отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого
человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки
нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно
исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Методическое обеспечение:
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000,
М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005,
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские
песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по
характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен,
эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения
героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика
построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа
формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Методическое обеспечение:
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского
народа расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с
русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Методическое обеспечение:
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
5. Тема «Музыка»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что
даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с
музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах,
представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его
особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько
развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в
различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
Методическое обеспечение:
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - М.: Просвещение, 1989
В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
компьютер, проектор, экран.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки,
скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети
учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с
героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики,
выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений,
воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки
качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас,
развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для
яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
Методическое обеспечение:
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - М. "Аквариум" – 1999
Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками,
родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление
творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных
сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные
исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций,
костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и
генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта:
подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за
декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Методическое обеспечение: сборник сценариев О.Емельяновой.
компьютер, проектор, экран.
Тематический план занятий в 1 классе
№
п/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во
Дата
прове
дения
часов
всего
теор
ет.
Групповая игра
(занятие в классе)
Групповая и
индивидуальная
игра
групповая
1
1
1
-
1
1
-
1
групповая
1
-
1
Вокально-хоровые
и дыхательные
упражнения
(занятие в классе)
групповая
1
-
1
1 четверть(8ч)
прак
тич
Тема: «Шумовые и музыкальные звуки»
1. Вводное занятие. Музыкальная игра
«Угадай мелодию»
2. Разучивание песни «Теперь мы
первоклашки». Игра на различение ритма
«Кулачки и ладошки» Е.Тиличеева.
3. Пение детских песен караоке. Знакомство
с игрой «У медведя во бору».
4. Разучивание игры-хоровода «Гости ходят
в огород» Д.Кабалевского.
Тема: «Разбудим голосок».
5. Распевание.«Вокальная гимнастика».
Упражнение на развитие дыхания.
Разучивание песни «Наступила осень»
6. Работа над песней «Наступила осень».
Разучивание движений танца «Облачко и
солнышко».
7. Разучивание песни «Дружба-это здорово»
А.Кудряшова. Работа над танцем.
8. Работа над песней «Дружба – это здорово»
2 четверть (8ч)
1. Знакомство с игрой «Музыкальный
платочек». Разучивание
2. Повторяем разученные песни и игры.
Тема: Развитие голоса»
3. Разучивание песни и танца «Давайте
играть»
4. Разучивание игровых упражнений :
цветок, передай флажок, осенние листья.
Разучивание песни «Зимушка».
Разучивание движений танца снежинок.
5. Работа над песней «Зимушка».
Разучивание танца.
6. Разучивание песни «Первый
снег». Знакомство с игрой на различение
тембра «Догадайся, кто поёт» Тиличеева.
7. Работа над песней «Первый снег» ,
разучивание движений танца «Первый
снег»
8. Работа над танцем. Знакомство с игрой
«Весёлые музыканты». Разучивание и
работа над песней «Ёлочка» А.Кудряшова
Исполнение новогодних песен
Повторение разученных песен и игр.
1
1
-
групповая
1
-
1
групповая
1
8ч
-
1
Групповая игра
(занятие в классе)
групповая
1
1
-
1
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
Групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
-
1
8ч
3 четверть (10ч)
1. Музыкальный конкурс «Музыкальные
загадки»
групповая
Сольная и хоровая
деятельность
1
2. «Музыка-здоровье-жизнь» Разучивание
игры на различение тембра «На чём
играем?» Тиличеева. Повторение песен
. Тема: «Музыка»
3. «Композитор –исполнитель –слушатель»
Разучивание песни «У моей России»
4. Работа над песней «У моей России».
Повторение танца «Давайте играть»
5. Разучивание и работа над песней «Наша
Армия». Марш под музыку песни.
6. Работа над выразительностью песни
«Наша Армия» Разучивание марша «Мы
шагаем как солдаты».
7. Разучивание песни «Мой папа». Работа
над маршем.
8. Работа над песней «Мой папа». Игра «На
чём играем?» Тиличеева. Повторение
разученных песен и танцев.
9. Разучивание песни «Мой подарок маме»
10.Разучивание песни «Песенка о бабушке»
Работа над танцем «Течёт ручей»
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
групповая
1
-
1
10ч
4 четверть (7ч)
1. Разучивание песни «Весеннее настроение»
М.Матвеева. Повторение разученных игр.
2. Разучивание танца «Губки бантиком».
Повторение разученных песен Игра «чей
кружок быстрее соберется?».
Тема: «Фольклор»
3. Р.н.п. "Во поле береза стояла", "В
хороводе были мы". Музыкальные игры
русского народа «Бояре», «Музыкальный
ручеек».
4. Разучивание школьных частушек. Игра на
ложках. Сочинение частушек
5. Разучивание и работа над песнией «9
мая». Игра «Шёл козел».
Тема: «Творчество»
6. Разучивание песни «Моя семья».
Повторение танца «Губки бантиком»
Тема: «Радуга талантов»
7. Концерт «Радуга талантов»
Всего:
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
групповая
1
-
1
1
1
-
1
1
1
1
-
1
1
7ч
33
1
32
Групповая и
индивидуальная
работа
групповая