МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 115
МБОУ СОШ № 115
Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МБОУ СОШ № 115,
утвержденной приказом директора от 30.08.2023 № 53/3 - О
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Практикум по биологии»
10-11 классов
Составитель: Захарова А.М.,
учитель биологии
Екатеринбург, 2023
Программа разработана с использованием рабочей программы Биология.
Предметная линия «Линия жизни». 10-11 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций: углубленный уровень / В.В. Пасечник, Г.Г.
Шевцов, Т.М. Ефимова.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2023 г.
Планируемые предметные результаты:
Выпускники научатся:
—раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности людей;
—понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками:
биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
—использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов
и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их,
формулировать выводы;
—формулировать гипотезы на основании предложенной биологической
информации и предлагать варианты проверки гипотез;
—сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям,
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
—распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений, животных, грибов) по
описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и
функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
—систематизировать тему Грибы.
—систематизировать тему Паразитология;
—уметь составлять жизненные циклы животных и растений.
—оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных
источников;
—представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
—характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать
их возможное использование в практической деятельности;
—решать задачи на молекулярную биологию
-оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для
существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основы цитологии (19ч.)
Устройство увеличительных приборов. Правила работы
с ними.
Приготовление препаратов. Неорганические вещества клетки. Вода.
Передвижение воды в растительном организме. Ткани растительного
организма. Анатомическое строение корня и стебля. Нитраты в растениях.
Органические вещества. Ферменты. Ферменты, участвующие в пищеварении.
Нуклеиновые кислоты: строение, свойства, функции. Запасные вещества в
клетке: углеводы (крахмальные зерна), жиры (капля масла), белки (белковые
зерна). Строение клетки: клеточная мембрана, ее строение, функции. Активный
и пассивный транспорт. Осмос, осмотическое давление. Диффузия. Тургорное
состояние клеток.
Лабораторные работы:
«Устройство микроскопа. Правила работы с ним. Приготовление препарата
кожицы чешуи лука».
«Обнаружение нитратов в растениях».
«Расщепление перекиси водорода ферментом каталаза».
«Действие слюны на крахмал»
«Действие ферментов желудочного сока на белки»
«Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».
«Запасные вещества в клетке».
Царство Грибы (7ч.)
Грибы. Общая характеристика. Особенности строения и функции грибной
клетки. Строение и жизнедеятельность грибов. Место грибов в системе
органического мира. Естественная и искусственная классификация.
Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания.
Шляпочные грибы. Симбиоз грибов с растениями. Их роль в природе.
Плесневые грибы. Их использование для получения антибиотиков и
приносимый вред. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных,
человека. Дрожжи. Роль грибов как организмов-разрушителей в природе.
Лишайники – комплексные симбиотические организмы, особенности их
строения, питания, среды обитания. Место лишайников в системе
органического мира. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.
Лабораторные работы:
«Изучение плодовых тел шляпочных грибов».
«Сравнительная характеристика мукора и пеницилла».
«Морфологическое и анатомическое строение лишайников».
Физиология клетки (8ч.)
Ген, его роль в биосинтезе белка. Современные представления о структуре
гена. Фотосинтез. Фотосинтезирующие пигменты. Лист как орган фотосинтеза.
Морфологическое и анатомическое строение листа. Световые и теневые листья.
Митоз. Его особенности в растительной и животной клетках.
Лабораторные работы:
«Строение кожицы листа».
«Митоз в клетках корешка лука».
Циклы воспроизведения (10ч.):
Цикл воспроизведения. Низшие и высшие растения. Чередование поколений,
спорофит, гаметофит. Циклы воспроизведения водорослей, мхов,
папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных растений. Смена
поколений в ряду высших растений, редукция гаметофита.
Практическая работа:
«Составление сводной таблицы «Смена поколений в ряду высших растений»».
Паразитизм (10ч.):
Паразитизм. Приспособления, обеспечивающие паразитический образ жизни.
Протозоология. Многообразие паразитических простейших. Цикл развития
малярийного плазмодия. Гельминтология. Многообразие червей-паразитов.
Заболевания, вызываемые червями-паразитами. Их профилактика.
Арахноэнтомология. Иксодовые клещи. Насекомые-паразиты.
Практическая работа.
«Составление сводной таблицы «Многообразие червей-паразитов»».
Основы систематики (11ч.):
Развитие систематики. Основные систематические (таксономические) единицы
(категории): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.
Вид – основная единица систематики. Систематика и классификация животных.
Классификация цветковых растений. Класс двудольные. Морфологическая
характеристика семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые,
сложноцветные, мальвовые, маревые, виноградные. Класс однодольные
растения. Морфологическая характеристика семейств: лилейные и злаковые.
Практические работы:
«Составление списка названий личиночных стадий животных».
«Отряд насекомых с полным и неполным метаморфозом».
«Определение растений по карточке-определителю».
Основы экологии (2ч.):
Классификация организмов по отношению к абиотическим факторам (свету,
воде, температуре). Экологические системы. Приспособленность организмов к
совместному обитанию в экосистеме. Характеристика биогеоценозов: пресного
водоема и широколиственного леса.
Практические работы:
«Характеристика организма с использованием предложенной классификации».
«Характеристика биогеоценоза пресного водоема».
«Характеристика биогеоценоза широколиственного леса».
Календарно-тематическое планирование 10 класс.
№ № Тема урока и
раздела
п у
/ р.
п
Основные
элементы
содержания
Планируемые
результаты
обучения:
- предметные
Регионал
ьное
содержан
ие
Практическая
часть. Вид
занятий и
формы
контроля
метапредметные
-личностные
Основы цитологии (19ч.)
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
Правила Т.Б.
Устройство
увеличительн
ых приборов.
Устройство
увеличительных
приборов. Правила
работы с ними.
Приготовление
Лабораторная препаратов.
работа .№1.
Неорганические
«Настройка
вещества клетки.
микроскопа.
Вода.
Приготовлени Передвижение
е препарата». воды в
растительном
Вода.
Передвижени организме. Ткани
растительного
е воды в
растительном организма.
Анатомическое
организме.
строение корня и
Основы
стебля. Нитраты в
гистологии.
растениях.
Ткани
Органические
растительного вещества.
организма
Ферменты.
Ферменты,
Анатомическ участвующие в
ое строение
пищеварении.
корня
Нуклеиновые
Анатомическ кислоты: строение,
свойства,
ое строение
функции.
стебля
Запасные вещества
Лабораторная в клетке: углеводы
работа №2
(крахмальные
Предметные
—сравнивать
биологические
объекты между
собой по
заданным
критериям,
делать выводы и
умозаключения
на основе
сравнения;
-устанавливать
связь строения и
функций
компонентов
клетки,
обосновывать
многообразие
клеток, тканей,
органов;
—характеризова
ть современные
направления в
развитии
биологии;
описывать их
возможное
использование в
практической
деятельности
Лекция
Лабораторная
работа
Семинар
Комбинированн
ый опрос
Семинар
Семинар
Лабораторная
работа
«Обнаружени
е нитратов в
растениях».
8
8
Ферменты.
9
9
Лабораторная
работа №3
«Расщеплени
е пероксида
водорода
ферментом
каталаза».
1
0
1
0
Ферменты,
участвующие
в
пищеварении.
1
1
1
1
Лабораторная
работа № 4
«Действие
слюны на
крахмал»
1
2
1
2
Лабораторная
работа № 5
«Действие
ферментов
желудочного
сока на
белки»
1
3
1
3
Обобщающий
урок
1
4
1
4
Нуклеиновые
кислоты.
Решение
задач.
1
5
1
5
Проверочная
работа.
Тестирование
.
1
6
1
6
Функции
клеточной
зерна), жиры
(капля масла),
белки (белковые
зерна). Строение
клетки: клеточная
мембрана, ее
строение,
функции.
Активный и
пассивный
транспорт. Осмос,
осмотическое
давление.
Диффузия.
Тургорное
состояние клеток.
Метапредметны
е
осуществлять
информационны
й поиск,
работать с
разными
источниками
информации;
осуществлять
само-, взаимо- и
внешнее
оценивание
учебно-познават
ельной
деятельности и
ее результатов;
Личностные
сформированнос
ть
познавательных
интересов и
мотивов,
направленных на
изучение живой
природы;
интеллектуальн
ых умений
(доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Использование
средств ИКТ в
решении
когнитивных,
коммуникативн
ых и
организационны
Семинар
Лабораторная
работа
Комбинированн
ый опрос
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Комбинированн
ый опрос
Решение задач
Тест
Семинар
мембраны
(транспортная
).
х задач.
Уметь объяснять
и применять
знания в
практической
деятельности
1
7
1
7
Лабораторная
работа №6
«Явление
плазмолиза и
деплазмолиза
в клетках
эпидермиса
лука».
Лабораторная
работа
1
8
1
8
Тургорное
состояние
клетки.
Комбинированн
ый опрос
1
9
1
9
Лабораторная
работа №7
«Запасные
вещества в
клетке».
Лабораторная
работа
Царство Грибы (7ч.)
20
21
22
1 Царство
Грибы.
Общая
характеристи
ка.
Грибы. Общая
характеристика.
Особенности
строения и
функции грибной
клетки. Строение и
жизнедеятельность
грибов. Место
2 Лабораторная грибов в системе
работа №8
органического
«Изучение
мира.
плодовых тел Естественная и
шляпочных
искусственная
грибов».
классификация.
Разнообразие
3 Плесневые
грибов по
грибы.
строению,
Дрожжи.
Лабораторная способам питания,
среде обитания.
работа №9
«Сравнительн Шляпочные
грибы. Симбиоз
ая
характеристи грибов с
Предметные
—сравнивать
биологические
объекты между
собой по
заданным
критериям,
делать выводы и
умозаключения
на основе
сравнения;
—распознавать
клетки (грибов)
по описанию, на
схематических
изображениях;
—систематизиро
вать тему
Грибы;
Съедобн
ые и
ядовитые
грибы
Свердлов
ской
области
Лекция
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
ка мукора и
пеницилла».
23
4 Грибы-парази
ты.
24
5 Отдел
Лишайники.
Строение.
Размножение.
Многообрази
е. Значение.
25
26
6 Лабораторная
работа №10
«Морфологич
еское и
анатомическо
е строение
лишайников»
.
7 Обобщающи
й урок.
Тестирование
.
растениями. Их
роль в природе.
Плесневые грибы.
Их использование
для получения
антибиотиков и
приносимый вред.
Грибы-паразиты,
вызывающие
болезни растений,
животных,
человека. Дрожжи.
Роль грибов как
организмов-разру
шителей в
природе.
Лишайники –
комплексные
симбиотические
организмы,
особенности их
строения, питания,
среды обитания.
Метапредметны
е
осуществлять
информационны
й поиск,
работать с
разными
источниками
информации;
осуществлять
само-, взаимо- и
внешнее
оценивание
учебно-познават
ельной
деятельности и
ее результатов;
продуктивно
взаимодействова
ть с учителем и
сверстниками,
согласовывать с
ними свои
действия
Личностные
знание основных
основ здорового
образа жизни и
здоровье-сберега
ющих
технологий;
реализация
установок
здорового образа
жизни;
сформированнос
ть
познавательных
интересов и
мотивов,
Комбинированн
ый опрос
Разнообр
азие
лишайни
ков
Свердлов
ской обл.
Комбинированн
ый опрос
Лабораторная
работа
Тест
направленных на
изучение живой
природы;
интеллектуальн
ых умений
(доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы
Физиология клетки (8ч.)
27
28
1 Современные
представлени
я о структуре
гена.
2
29
3
30
4
31
5
Ген, его роль в
биосинтезе белка.
Современные
представления о
структуре гена.
Решение
Фотосинтез.
задач по
Фотосинтезирующ
молекулярно ие пигменты. Лист
й биологии.
как орган
Проверочная фотосинтеза.
Морфологическое
работа.
и анатомическое
Лист как
строение листа.
орган
Световые и
фотосинтеза. теневые листья.
Митоз. Его
Лабораторная особенности в
работа №11
растительной и
«Строение
животной клетках.
кожицы
листа».
32
6 Митоз в
растительной
и животной
клетке.
33
7 Лабораторная
работа №12
«Митоз в
клетках
корешка
лука».
Предметные
Лекция
—умение
решать задачи на
молекулярную
биологию.
Решение задач
Метапредметны
е
осуществлять
информационны
й поиск,
работать с
разными
источниками
информации;
осуществлять
само-, взаимо- и
внешнее
оценивание
учебно-познават
ельной
деятельности и
ее результатов;
Личностные
Сформированно
сть
интеллектуальн
ых умений
(доказывать,
Тест
Комбинированн
ый опрос
Лабораторная
работа
проблемно-пои
сковые задания
Лабораторная
работа
34
8 Проверочная
работа.
Тестирование
.
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы
Тест
Календарно-тематическое планирование 11 класс.
№
Тема урока и
раздела
Основные
элементы
содержания
Планируемые
результаты
Региональ Вид контроля
ное
содержани
е
Циклы воспроизведения (10ч.):
35
1 Особенности
цикла
воспроизведени
я растений
36
2 Цикл
воспроизведени
я водорослей
37
3 Цикл
воспроизведени
я мхов.
38
4 Цикл
воспроизведени
я
папоротникооб
разных.
39
5 Цикл
воспроизведени
я
папоротникооб
разных
40
6 Цикл
воспроизведени
я голосеменных
Цикл
воспроизведения.
Низшие и
высшие
растения.
Чередование
поколений,
спорофит,
гаметофит.
Циклы
воспроизведения
водорослей,
мхов,
папоротникообра
зных,
голосеменных и
покрытосеменны
х растений.
Смена поколений
в ряду высших
растений,
редукция
гаметофита.
Предметные
—уметь
составлять
жизненные
циклы
растений.
—характеризов
ать
современные
направления в
развитии
биологии;
описывать их
возможное
использование в
практической
деятельности;
Лекция
Ламинари
я.
Семинар
Торфяной
мох.
Значение.
Семинар
Папоротн
ики
Севера
Семинар
Метапредметны
е
Семинар
осуществлять
информационн
ый поиск,
работать с
разными
источниками
Разнообра
зие
голосемен
Семинар
информации;
Личностные
41
4
2
знание
основных основ
здорового
образа жизни и
здоровье-сберег
ающих
технологий;
реализация
установок
здорового
образа жизни;
7 Цикл
воспроизведени
я цветковых
растений
8
Практическая
работа "Смена
поколений в
ряду высших
растений"
4
3
9
4
4
10 Зачетный урок.
Тестирование
ных
Свердловс
кой
области
Цветковые Семинар
растения
Свердловс
кой
области
Практическая
работа
сформированно
сть
познавательных
интересов и
мотивов,
направленных
на изучение
живой природы;
интеллектуальн
ых умений
(доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы
Обобщающий
урок
проблемно-пои
сковые задания
Тест
Паразитизм (10ч.)
4
5
1
Паразитизм.
Протозоология.
Многообразие
паразитических
простейших.
Паразитизм.
Приспособления,
обеспечивающие
паразитический
образ жизни.
Протозоология.
Многообразие
паразитических
простейших.
Предметные
—представлять
биологическую
информацию в
виде текста,
таблицы,
графика,
диаграммы и
делать выводы
Многообр
азие
паразитич
еских
простейш
их
Свердловс
кой
области
Лекция
4
6
2
Цикл развития
малярийного
плазмодия
4
7
3
Проверочная
работа.
Тестирование
4
8
4
Гельминтологи
я. Черви паразиты. Тип
плоские. Класс
сосальщики.
4
9
5
0
5
1
5
6
7
Тип плоские.
Класс
ленточные.
Тип круглые
черви.
Практическая
работа
"Составление
сводной
таблицы.
Многообразие
червей-паразит
ов"
Цикл развития
малярийного
плазмодия.
Гельминтология.
Многообразие
червей-паразитов
. Заболевания,
вызываемые
червями-паразит
ами. Их
профилактика.
Арахноэнтомоло
гия. Иксодовые
клещи.
Насекомые-параз
иты.
на основании
представленных
данных;
—характеризов
ать
современные
направления в
развитии
биологии;
описывать их
возможное
использование в
практической
деятельности;
Метапредметны
е
осуществлять
информационн
ый поиск,
работать с
разными
источниками
информации;
осуществлять
само-, взаимо- и
внешнее
оценивание
учебно-познава
тельной
деятельности и
ее результатов;
продуктивно
взаимодействов
ать с учителем и
сверстниками,
согласовывать с
ними свои
действия
Семинар
Тест
Гельминто проблемно-пои
зы
сковые задания
Свердловс
кой
области.
Класс
Сосальщи
ки
Гельминто Лекция
зы
Свердловс
кой
области.
Класс
Ленточны
е
Гельминто Лекция
зы
Свердловс
кой
области.
Тип
Круглые
черви
Практическая
работа
Таблица
5
2
8
Арахноэнтомол
огия.
Иксодовые
клещи.
Насекомые-пар
азиты.
5
3
9
Обобщающий
урок. Термины.
Карточки.
5
4
10 Обобщающий
урок.
Тестирование.
Опасность
заболеван
ий,
передающ
иеся
иксодовы
ми
клещами
проблемно-пои
сковые задания
проблемно-пои
сковые задания
Тест
Основы систематики (11ч.)
55
1 Основы
систематики.
56
2 Систематика
животных.
57
3 Классификация
цветковых
растений.
58
4 Семейства
класса
однодольные.
59
5 Многообразие
червей-паразит
ов.
60
6 Многообразие
червей-паразит
ов
61
7 Обобщение
материала по
теме "Черви".
62
63
8 Арахноэнтомол
огия.
64
9 Основы
Развитие
систематики.
Основные
систематические
(таксономически
е) единицы
(категории): вид,
род, семейство,
отряд (порядок),
класс, тип
(отдел), царство.
Вид – основная
единица
систематики.
Систематика и
классификация
животных.
Классификация
цветковых
растений
Предметные
—представлять
биологическую
информацию в
виде текста,
таблицы,
графика,
диаграммы и
делать выводы
на основании
представленных
данных;
Метапредметны
е
Лекция
Семинар
Семинар
Лекция
Лекция
осуществлять
информационн
ый поиск,
Лекция
работать с
разными
источниками
информации;
проблемно-пои
сковые задания
Личностные
Семинар
знание
основных основ
проблемно-пои
систематики.
Систематика
животных.
65
1 Промежуточная
0 аттестация
66
1 Основы
1 систематики
растений
здорового
образа жизни и
здоровье-сберег
ающих
технологий;
сковые задания
Тест
Понимание
многообразия
и единства
живой
природы на
основании знан
ий о признаках
живого.
Лекция
Основы Экологии (2 ч.)
67
68
1 Основы
экологии
2 Саморазвитие
экосистем.
Классификация
организмов по
отношению к
абиотическим
факторам.Эколог
ические системы.
Приспособленно
сть организмов к
совместному
обитанию в
экосистеме.
Характеристика
биогеоценозов:
пресного
водоема и
широколиственн
ого леса.
Предметные
-знать основные
экологические
понятия, уметь
их использовать
в практической
деятельности
Метапредметны
е
осуществлять
информационн
ый поиск,
продуктивно
Личностные
сформированно
сть
интеллектуальн
ых умений
(доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы).
Региональ
ные
экологиче
ские
проблемы
Семинар
Последств
ия
деятельно
сти
человека в
экосистем
ах
Свердловс
кой
области
Тест
Использование
средств ИКТ в
решении
когнитивных,
коммуникативн
ых и
организационн
ых задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Т.Л.Богданова. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы.
Москва; Высшая школа 2018.
2. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология в 3-х томах под редакцией Р.Сопера.
Москва; Мир 2017.
3. Б.М.Медников. Биология: формы и уровни жизни. Пособие для учащихся.
Москва; Просвещение 2015.
4. В.А.Сковородкин. Экология. Практикум. Архангельск. Поморский
государственный университет им.М.В.Ломоносова 2018.
5. Н.В.Чебышев, С.В.Кузнецов, С.Г.Зайчикова. Биология. Пособие для
поступающих в ВУЗы в 2-х томах. Москва. Новая волна. Оникс 2018.