МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 115
МБОУ СОШ № 115
Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 115,
утвержденной приказом директора от 30.08.2023 № 53/3 - О
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Музыкальная азбука»
1 класс
Количество часов:1 час в неделю/33 часа в год
Срок реализации программы:2023-2024 гг
Программу составила:
Бубнова Елена Леонидовна
учитель музыки
Екатеринбург, 2023
1
Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Музыкальная азбука»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной
и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций
его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской
Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров
культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с
использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
2
—сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания
по определённому признаку;
—определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составы и др.);
—находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
—выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
—устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
—с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности,
ситуации совместного музицирования;
—сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
—проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями
(часть — целое, причина — следствие);
—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования,
звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
—прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных
явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
—выбирать источник получения информации;
—согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
—распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
—соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
—анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
—анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителем алгоритму;
—самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
3
1.
Овладение универсальными коммуникативным
действиями
Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
—выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
—передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
—признавать возможность существования разных точек зрения;
—корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
—готовить небольшие публичные выступления;
—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
—стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
—переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
—ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
—выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные
образцы.
2.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
—планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—выстраивать последовательность выбранных действий Самоконтроль:
—устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
4
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
—с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных
инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре,
концертном зале;
—сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
—осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
—имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности
в различных смежных видах искусства;
—с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
—стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Содержание курса
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.
Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, посадки и
запоминания места во время занятия, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование
вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения,
направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и
дыхания. Твердая и мягкая атака.
С первых занятий идёт работа над выработкой правильного дыхания с помощью
дыхательной гимнастики, польза которой не только в вентиляции воздухоносных путей и
лёгких, но и в создании атмосферы свободы, раскрепощённости, в эмоциональном подъёме,
а также в развитии чувства метроритма и ансамбля.
Дыхательная гимнастика Е.Стрельниковой, Э.М.Чарели и «Оживлялки»
И.А.Васильевой.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная
на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных
скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
5
6. Осень: поэт, художник, композитор.
Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
7. «А теперь пора и нам песню спеть для наших мам».
Разнообразие песен о маме. Развитие эмоциональной сферы детей через исполнение песен
о маме. Форма - групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально –
сценического действия.
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание
длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра
«Матрешки».
9.Сценодвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в
различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на
раскрепощение.
10. Рождественские песни-колядки.
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками
русского народа: Рождество Христово. Рождественские славянские песнопения и колядки.
Роль обрядовых песен в жизни русского человека в старину и в современное время.
Инсценировка песен, разучивание колядок. Форма: групповые игры, сольное и хоровое
пение с использованием музыкально – сценического действия.
11. Мамин день 8 марта.
Разучивание песен для мам к 8 марта. Показать школьникам способность музыки передать
чувство покоя, нежности, доброты и ласки, образ мамы. Форма: сольное и хоровое пение с
использованием музыкально – сценического действия.
12. Ярмарка талантов.
Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных
сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение
сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения. Форма:
музыкальный концерт.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел
Тема
Кол-во
часов на
каждую
тему
1
1
1
2
2
3
3
4
6
5
3
Введение.
Организационное
собрание.
Давай
познакомимся!
Певческая
установка.
Звуки шумовые.
Звуки музыкальные.
Осень: поэт,
художник,
композитор.
Названия основных
звуков.
Электронные (цифровые)
образоват. ресурсы
1
https://www.youtube.com/watc
h?v=E_54eYjsUVQ&t=1s
1
https://www.youtube.com/watc
h?v=7HmzvJHLqY4
https://www.youtube.com/watc
h?v=K8zEIkb7jrg
3
2
Форма
проведения
https://www.youtube.com/watc
h?v=aIH5KA_FocI
6
6
7
3
7
8
3
9
3
10
9
11
10
12
4
13
8
14
Клавиатура
фортепиано. Октава.
Мелодическая линия
в песне.
«А теперь пора и
нам песню спеть для
наших мам».
Нотный стан. Ноты.
Скрипичный ключ.
Басовый ключ.
Новогодний
карнавал.
Хороводные песни и
шутки. Игры.
Рождественские
песни-колядки.
Длительность звука.
1
2
1
1
1
2
1
8
15
16
11
8
Мамин день 8 марта.
Размер.
2
17
3
Гамма.
18
4
19
5
Звуки громкие и
тихие. Сила звука.
Темп.
20
5
1
1
1
1
1
Мелодия и
какофония.
1
11
22
12
Музыкальная сказка
«Муха - цокотуха».
Ярмарка талантов.
Итого за год
https://www.youtube.com/watc
h?v=BYiNsiDil3E
https://www.youtube.com/watc
h?v=SMiwr3Asp2s
2
Доли сильные и
слабые. Такт.
Ритм.
21
https://www.youtube.com/watc
h?v=bxA6lNEmmr0
5
https://www.youtube.com/watc
h?v=5cZVG4YBQrg
https://www.youtube.com/watc
h?v=8vZ_z7Hh388
https://www.youtube.com/watc
h?v=8vZ_z7Hh388
https://www.youtube.com/watc
h?v=jY28R0rERWs
https://www.youtube.com/watc
h?v=iuJzBfai-eY
https://www.youtube.com/watc
h?v=uEZ5U_CVMdg
https://www.youtube.com/watc
h?v=UC5D1kKRDU0&t=98s
https://yandex.ru/video/previe
w/?filmId=8055234650295686
476&text=%D0%BC%D1%83
%D0%B7%D1%8B%D0%BA
%D0%B0+%D0%B8+%D0%
BA%D0%B0%D0%BA%D0%
BE%D1%84%D0%BE%D0%
BD%D0%B8%D1%8F
https://www.youtube.com/watc
h?v=z1naE9MPsWU
1
33
7