МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 115
МБОУ СОШ № 115
Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 115,
утвержденной приказом директора от 30.08.2023 № 53/3 - О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса
внеурочной деятельности
«Знатоки природы»
2класс
Количество часов:1 час в неделю/34 часа в год
Срок реализации программы:2023-2024 гг
Программу составила: учитель начальных классов
Семенова Светлана Николаевна
Екатеринбург 2023г
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Знатоки природы»
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих
возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы
различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись,
различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания
необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы; - внутренняя
позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство
необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок;
представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность
как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на
основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о
причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями,
трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных
мотивов;
- интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия;
сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально
значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным
обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к
самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление
связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметные:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной
деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать
личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в
деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных
достижений;
- формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта,
наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов,
использование простых измерительных приборов, формулировка выводов
по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя
умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной
задачей, а также понимание информации, представленной в различной
знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также
участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные:
-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об
экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и
взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе
культурного опыта человечества;
-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о
взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;
об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение
базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений; применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил
безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и
на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними
питомцами;
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные
данные образами из литературы и искусства;
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Знатоки природы»
Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный
и развивающий характер.Подведение итогов деятельности обучающихся
может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, классного часа,
коллективных творческих дел.
Содержание учебно-тематического плана
Курс программы состоит из 4 разделов.
I раздел - “Знатоки природы” 1 час
1.1 Законы знатоков .(1 час)
Занятие 1: Мы-знатоки. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке.
II раздел – « Живая природа. » 17 часов
2.1 От динозавров до человека. (3 часа)
Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению
динозавров.
Практические работы:
- рассказы детей по теме « Динозаврики»
- аппликация из бумаги "Динозаврики"
2.2.Что расскажут нам деревья ( 6 часов).
Почему деревья сбрасывают листву.
« Деревья впадают в спячку».
«Вечнозеленая красавица - елочка».
Кто друзья у ели ?
Охрана территории леса.
Правила поведения в лесу.
Практические работы:
- экскурсия в лес, сбор природного материала (осенних листьев) для
поделок.
- изготовление аппликации из осенних листьев.
2.3 Загадки животного мира (4 часа).
Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему
периоду.
Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса.
Писатели о природе. Беседа по прочитанным рассказам .
Практические работы:
- презентация проекта о животных
- лепка из пластилина животного
2.4 Человек – часть живой природы. ( 4 часа.)
Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга.
Вредные привычки (никотин, алкоголь).
Практические работы:
- оказание помощи пострадавшему
- беседа " Здоровым быть модно"
- Классный час «Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).
III раздел – « Секреты неживой природы» ( 8часов.)
3.1 Оранжерея на окне. (2 часа)
Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных
растений. Правила ухода за комнатными растениями (протирание листьев,
рыхление почвы, полив).
Практическая работа:
- посадка комнатных растений.
3.2 Солнце - источник жизни. (2 часа)
Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и
здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны».
Практические работы:
- исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных
растений.
3.3 Вода, ее признаки и свойства.( 2 часа)
Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы
экономного расходования воды.
Практические работы:
- опыты с водой (вода под микроскопом)
- Рисунок: «Я и вода»
3.4 Такие удивительные растения! ( 2 часа)
Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений и показать
значение растений для человека. Обобщить представление детей о
взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе
по отношению к растениям.
Практические работы:
- Игра: «Угадай растение по описанию».
- Рисунок «Мое любимое растение»
IV раздел – “Охрана природы” ( 8 часов)
4.1 “Красная книга” ( 8 час)
«Почему она красная?"
«Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
Практические работы:
- Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним
планету».
- изготовление знаков к правилам поведения в природе.
3.Тематическое планирование
№п/п Изучаемый раздел ,тема
Кол-во
Электронные(ци Формы
часов
фровые)образов
проведения
ательные
занятий
ресурсы
1.
Законы знатоков
1
беседа
2.
От динозавров до человека
1
https://youtu.be/R беседа
Ze_PAWqT5w
3.
От динозавров до человека
рассказы по теме
1
« Динозаврики»
4.
От динозавров до человека
аппликация из
1
бумаги
"Динозаврики"
5.
Что расскажут нам деревья
1
https://youtu.be/F
дискуссия
BpZyOvRbMU
6.
Что расскажут нам деревья
1
рисунок
7.
Что расскажут нам деревья
1
экскурсия в лес
8.
Что расскажут нам деревья
1
сбор природного
материала
(осенних листьев)
для поделок.
9.
Что расскажут нам деревья
1
https://youtu.be/F
изготовление
BpZyOvRbMU
аппликации из
осенних листьев
10. Что расскажут нам деревья
изготовление
1
аппликации из
осенних листьев
11. Загадки животного мира
1
https://youtu.be/Z Беседа о жизни
N7WyGScyRQ
12. Загадки животного мира
1
животных в лесу
презентация
проекта о
животных
13. Загадки животного мира
1
https://youtu.be/O лепка из
qyggiItvvY
пластилина
животного
14. Загадки животного мира
лепка из
1
пластилина
животного
15. Человек – часть живой
1
природы
16. Человек – часть живой
https://youtu.be/9
hf_dgiLOHA
оказание помощи
1
пострадавшему
природы
17. Человек – часть живой
беседа " Здоровым
1
быть модно"
природы
18. Человек – часть живой
беседа
1
природы
2fabf5a42ee159e
Классный час
8c3252ba54e104
«Лучше не
0a9c55befc65dbc
xWEBx9151x165
пробуй» (о вреде
никотина и
алкоголя).
4666917
19. Оранжерея на окне
1
https://youtu.be/G Путешествие на
cNXQaY_1_U
родину комнатных
растений.
20. Оранжерея на окне
посадка
1
комнатных
растений.
21. Солнце – источник жизни
1
https://youtu.be/Z беседа
GWqorQHwhQ
22. Солнце – источник жизни
Рисунки о влиянии
1
света на рост и
развитие
комнатных
растений.
23. Вода, ее признаки и
свойства
1
https://youtu.be/B опыты с водой
zNdwtPtPIo
(вода под
микроскопом)
24. Вода, ее признаки и
Рисунок: «Я и
1
вода»
свойства
25. Такие удивительные
1
растения!
https://youtu.be/a
Игра: «Угадай
1KyXS3OeS4
растение по
описанию».
26. Такие удивительные
1
растения!
https://youtu.be/V Рисунок «Мое
CDvPYtRbGw
любимое
растение»
27. «Красная книга»
1
https://youtu.be/dt Дискуссия«Почему
Sp7E9_sAM
28. «Красная книга»
она красная?"
Знакомство с
1
обитателями
Красной книги.
29. «Красная книга»
30. «Красная книга»
1
https://youtu.be/q
«Неприкосновенн
rIUeIEp5ag
ые в природе"
Выставка детских
1
рисунков на
экологическую
тему: «Давайте
сохраним
планету».
31. «Красная книга»
1
32. «Красная книга»
1
экскурсия
https://youtu.be/-
викторина
wtOHMT-lvE
33. «Красная книга»
изготовление
1
знаков к правилам
поведения в
природе.
34. «Здравствуй ,лето»
1
https://youtu.be/PLEUj
правила поведения
y93fdg
в природе.