МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 115
МБОУ СОШ № 115
Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 115,
утвержденной приказом директора от 30.08.2023 № 53/3 - О
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Умелые руки»
Направление: общекультурное
1 класс
Количество часов: 1 час в неделю/33 часа в год
Срок реализации программы:2023-2024 гг.
Программу составила:
учитель начальных классов
Царегородцева Надежда Васильевна
Екатеринбург 2023г
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств
ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами,
осознанно строить смысловое высказывание соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к
известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
№
п/п
Название
раздела (темы)
Количест
во часов
Содержание деятельности
1. Работа с
природным
материалом
5
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы
и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь
конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за
природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно
относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов.
Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Папье – маше
5
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и
легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями
(маширование) или лепка из бумажной массы.
Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники
заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в
несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в
результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете
потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук.
Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни
способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами
художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования
и т.д. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами
предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее
точного восприятия предметов.
3. Соленое тесто
5
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного
искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого
теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято
изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные
медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к
дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они
украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь
Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными
орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали
изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше
имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из
теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У
славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки
цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения
фигурок в народных сказаниях.
4. Декупаж
5
Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем
наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие
как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно
какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается
вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для
декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не
исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При
традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем
шлифуются до полной гладкости.
Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития
некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных
источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно
определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников
научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли
кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными
аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка –
уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить
окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись,
призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и
тесьмой.
5. Плетение из
газетных
трубочек
5
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует
отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов,
используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из
газетных трубочек. Плетение из газетных трубочек - оригинальное
времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который
стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно
использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой
делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
6. Пластилин
4
Самыми популярными материалами для лепки являются пластилин и глина, хотя
лепкой также можно назвать ваяние скульптур и различных элементов декора (гипса,
бронзы или мрамора). Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще
Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является
вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась
в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Сейчас лепка — одно из любимейших занятий народных умельцев. Лепка из глины
умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто
доставляет удовольствие :его легко ломать, скатывать, размазывать, именно поэтому
пластилин очень любят дети.
7. Вышивка
3
Вышивка является одним из самых популярных видов рукоделия. Когда зародилась
вышивка, точно сказать нельзя, но находки археологов говорят о том, что в Древней
Руси (IX-X вв.) вышивка была не только известна, но и распространена как среди
крестьян, так и среди знатных людей (они украшали свою одежду золотым шитьем). С
приходом христианства на Руси стали украшать вышитыми изделиями окна, зеркала и
иконы.
Самой популярной техникой была вышивка крестом, так как крест всегда
рассматривался как оберег, который защищает от сглаза, наговора и нечистой силы.
Кроме того, каждая вышивка имела свою символику: «ромб», «круг» или «розетка»
означали солнце, жизнь, тепло; женская фигурка и райское дерево были символами
плодородия, а птица — прихода весны. Самыми ценными изделиями считались те,
что были вышиты за один день. Над такими вещами трудились обычно несколько
мастериц, начиная с самого рассвета. Если удавалось закончить работу до того, как
зайдет солнце, изделие считалось идеально чистым, а, значит, способным защитить
дом от нечистой силы, болезней, стихийных бедствий и других неприятных напастей
Всего:33ч.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как предмете предметно-преобразующей
деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной обработки материалов,
усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских,
художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Содержание изучаемого курса
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является
индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой
предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять
полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных
занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены,
на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе
изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название темы
Колич
ество
часов
Всего
Дано
Теори
я
1 четверть
Работа с природным материалом
Введение. Букеты из осенних листьев.
«Осенние цветы». Панно из арбузных семечек.
8
5
1
1
"Сова" Работа с шишками
"Домик " Работа с берестой
Рамочка для фотографии. Работа с берестой. Просмотр
презентации
Папье – маше.
Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше».
Немного из истории…Беседа с показом изделий из
папье – маше.
Блюдце, чашка, тарелка. Грунтовка водоэмульсионной
краской.
Блюдце, чашка, тарелка. Раскрашивание изделий
гуашевыми красками
1
1
1
1
5
1
1
2 четверть
Папье – маше.
Прак
тика
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Всего
Теори Практ
я
ика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Раскрашивание изделий гуашевыми красками.
Оклеивание формы слоями из обрывков бумаги.
Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок»,
«Динозаврик.
Составление проектной работы «Удивительный мир
папье – Маше» Приемы смешивания гуашевых красок и
водоэмульсионной краски. Презентация, выставка,
защита выставки.
Соленое тесто.
Вводное занятие «Волшебное тесто» Приготовление
соленого теста. Техника безопасности при работе с
резцами, стеками.
Способы изготовления изделий. Листья и цветы.
Плетеный венок. Вырезание по шаблону. Обработка
подручными средствами. Отпечатки на тесте.
Выпуклые рельефы. Раскатывание колбасок из теста.
Обитатели морей. Осьминог. Морская звезда. Рыбки.
Подводное царство .Коллективная работа.
«Дерево». Выдавливание тесла с помощью
чеснокодавки. МК (презентация)
"Подсолнух". «Волшебный мир соленого теста».
Составление электронного альбома. Изготовление
поделки по готовому эскизу. Оформление выставки.
Декупаж.
Организационное занятие. Знакомство с техникой
«декупаж».Мастер классы по декупажу.
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
3 четверть
Декупаж.
Принципы работы с деревянной поверхностью.
Декупаж с салфеткой. Подготовка деревянной
поверхности (шкурение ,шпатлевание, грунтовка)
Понятие цветового круга и правилах смешивания
красок.
Составление палитры к выбранному изображению
Работа с темной и светлой поверхностями Декупаж на
двух небольших досточках.
Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс,
ткань, свечи) Декупаж на баночке.
Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс,
ткань, свечи) Декупаж на канве Декупаж на свече .
10
Плетение из газетных трубочек.
Освоение техники.МК по скручиванию газетных
трубочек. Скручивание трубочек из газет двумя
способами.
Рамка для фотографии.МК по созданию
рамки.Изготовление и покраска рамки.
Салфетница.МКИзготовление газетных колец. Сборка и
покраска изделия.
Плетение корзины. Плетение основы корзины ,ручки.
МК .
5
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9.
Покраска изделия. Выставка готовых работ
Оформление выставки
1
4 четверть
Пластилин
Организационное занятие. Рисование в полосе узоров
из форм растительного мира. Просмотр презентац.
Беседа. Освоение простейших приемов народной
дымковской росписи.
Лепка игрушек и их роспись.Мк по лепке
барыни.Дымковская игрушка (барыня, индюк.)
Лепка по мотивам глиняных игрушек и их
роспись.Филимоновская игрушка (барашек).
Декоративная роспись готовых игрушек. Выставка
готовых работ
Вышивка.
Орнамент (символика).Презентация.
Декоративные изделия для кухни. Салфетка.Вышивка
крестиком.
Народная вышивка. Полотенца. Вышивка
крестиком.Творческий отчёт в конце года.
7
4
1
1
10.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
8.
Итого за год 33 часа
1
33ч
1
1
1
Организационно -методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ,
технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, текстурная паста, 3 Д гель, гуашь, кисти, клей
акриловый, клей ПВА, клей жидкий гвоздь, лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, контуры,
салфеткидекупажные, открытки, распечатки, поталь, лаки кракелюрные, часовые механизмы, шнуры, бисер, бусины;
различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки и другие предметы
интерьера
инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7. Компьютер для показа презентаций.
Список литературы.
1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
7. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова - Послушная глина. Москва «АСТ - ПРЕСС»1999
г.;
8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто
Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;
8. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
9. Иванова А.А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2001 г.
10. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
11. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.