МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 115
МБОУ СОШ № 115
Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ СОШ № 115,
утвержденной приказом директора от 30.08.2023 № 53/3 - О
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Мы патриоты России»
4 класс
(духовно-нравственное направление)
Количество часов:1 час в неделю/34 часа в год
Срок реализации программы:2023-2024 гг.
Программу составила:
Талипова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
Екатеринбург, 2023
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мыпатриоты России».
Личностные:
- чувство любви, осознание себя членом общества и государства
самоопределение своей российской гражданской к своей стране, выражающееся в
интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей,
религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на
основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности
и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную,
направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения
культуры в городе -способность регулировать собственную деятельность;
-способность использовать источники художественного наследия в
пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы одноклассников;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой
литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, в
анализе использования историко-литературных источников, художественного
наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных
понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать
себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные:
-усвоение первоначальных сведений о правах и обязанностях человека;
-владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения
дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях:
равноправие, хороший поступок, плохой поступок. Закон, права человека;
Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство,
гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый
образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий)
значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин
России, его права и обязанности; Родина, столица, государство,
2
государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в
отдельных примерах).
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в
истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории
материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее
городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей
страны, приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на
исторической и современной картах России места исторических событий;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Содержание курса
Программа “Мы – патриоты России” используется с 1-4 классы. Она
включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования
подлинного гражданина России.
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -16 ч,
практических – 18ч.
1.“Я и я” (2ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
2.“Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой
папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что
такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция
«Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы. .
3.“Я и культура” (4ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.
Новогодняя сказка.
4.“Я и школа” (7ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и
твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
3
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант
чистоты и порядка.
5.“Я и мое Отечество” (7ч) – формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского
государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны.
Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри,
как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц.
История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории.
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам,
защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
6.“Я и планета” (8ч) – формирование гражданского отношения к планете
Земля.
Весна в родном городе. Сад на окошке. Наша хрупкая планета Земля
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Экологический
календарь.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Проект «Мы – патриоты страны».
Тема/раздел
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Яия
2
2
0
диагностика
Я и семья
6
4
2
Выставки. Конкурсы рисунков,
сочинений. Акции. Дискуссии.
Оказание адресной помощи
одиноким пенсионерам
Я и культура
Я и школа
4
7
1
3
3
4
Экскурсии
Конкурсы сочинений, рисунков.
Выставки поделок
Я и мое
Отечество
7
3
4
Конкурсы стихов, сочинений.
Выставки рисунков. Викторина
Я и планета
8
3
5
Конкурсы сочинений, рисунков
4
Раздел/тема
Для чего я рожден?
Кто что любит и умеет
делать?
Мы все такие разные.
Быть человеком.
Тематическое планирование.
Количе Электронные
ство образовательные
часов ресурсы
Я и я (2ч)
Форма проведения
Обсуждение
проблемных
ситуации.
Диагностика
Обсуждение
проблемных
ситуаций. Тренинг
1
1
Я и семья (6ч)
Тайна моего имени
В гостях у предков
1
1
Что значит быть
хорошим сыном и
дочерью.
Моя семья – моя
радость.
У моих родителей –
золотые руки.
Мамины помощники.
Люблю тебя, моя
Россия.
Богатыри земли
Русской.
Экскурсия по
новогоднему
Екатеринбургу.
Новогодние
зарисовки.
https://infourok.ru/prezent
aciya-k-vneurochnomuzanyatiyu-v-gostyah-upredkovrusskaya-izbaklass-3385121.html
Дискуссия.
Круглый стол
1
1
1
1
«Я и культура» - (4 ч.)
Конкурс
сочинений
Встреча с
интересными
людьми
Рассказы детей.
Викторина
1
1
Сообщение
Встреча с
интересными
людьми
https://infourok.ru/prezent
aciya-na-temu-bogatyrizemli-russkoj4032511.html
Чтение и
обсуждение книг
Целевая экскурсия
с родителями
1
Конкурс рисунков
1
“Я и школа” (7ч).
Мой класс – моя
семья.
Оформление
классного
портфолио
1
5
Мои права и
обязанности.
Школьные друзья
Наша школа в
будущем.
Каков я в школе?
Десант чистоты и
порядка.
Обсуждение и
разыгрывание
ситуаций
Дискуссия
Обсуждение.
Конкурс рисунков.
Беседа
Трудовой десант.
Акции милосердия
1
1
1
1
1
Я люблю свою школу.
Оформление
классного
портфолио
1
“Я и мое Отечество” (7ч.)
Урок милосердия и
доброты.
История Отечества.
Круглый стол.
1
1
Наша страна – Россия.
Знакомства с
символами
Российского
государства.
Город, в котором я
живу.
Конституция –
основной закон жизни
страны.
1
1
1
1
Там, где погиб
неизвестный солдат.
Наша хрупкая планета
Земля.
Животные и растения
из Красной книги.
Экологический
календарь.
https://infourok.ru/prezent
aciya-na-temu-simvolirossii-2278870.html
https://infourok.ru/prezent
aciya-pookruzhayuschemu-mirukonstituciya-osnovnoyzakon-rossiyskoyfederacii-klass651126.html
Заочное
путешествие в
историю
Заочная экскурсия
Презентация
Экскурсия по
памятным местам
Сообщение
Экскурсия к
памятным местам
1
“Я и планета” (8ч)
https://infourok.ru/prezent
1
aciya-eta-hrupkayaplaneta-4274279.html
https://kopilkaurokov.ru/n
1
achalniyeKlassi/uroki/urok
-viktorina-krasnaia-knigha
1
6
Просмотр
видеоматериалов и
обсуждение.
Интеллектуальнопознавательная
игра
Экологический
праздник.
Весна в родном
городе.
Сад на окошке.
Чем живет планета
Земля?
Судьба Земли – наша
судьба.
Итоговое занятие.
Проект «Мы –
патриоты страны».
Итого 34 часа
Литературно
музыкальная
композиция
Трудовые дела.
Наблюдение
учащихся за
событиями в
городе, стране
Подготовка к
проекту.
Конкурс
сочинений, стихов
и рисунков
1
1
1
1
1
7